Автомобили - наномашины | |
Новости и технологии - Технологии |
Нет, речь не о нанометровых машинках с колесами из молекул фуллеренов — хотя и такие недавно были изготовлены в лабораториях для отработки методов молекулярной сборки. Речь о самом обыкновенном автопроме, ведь автомобильная отрасль — одна из тех, что первыми воспринимают инновации, в том числе нанотехнологические. Уже сегодня в этой отрасли мировой оборот продукции с применением нанотехнологий оценивают более чем в 8 миллиардов долларов, а прогноз на 2015 год — 54 миллиарда. Вот лишь несколько примеров того, как наноинновации преобразуют привычные элементы автомобиля. Корпус и двигатель Композитные материалы позволяют делать кузовные детали прочными и легкими. Корпуса болидов «Формулы-1» выполняют из композита на основе углеродного волокна — потому что такой корпус выдерживает даже столкновения на скоростях около 300 км/ч. Из углерод-металлических композитов делают и тормозные диски, — они не перегреваются при длительном интенсивном торможении. Добавление наночастиц в топливо увеличивает эффективность его сгорания, одновременно снижается количество выбрасываемых в атмосферу вредных веществ. Находящиеся в масле наночастицы способствуют увеличению ресурса двигателя: по некоторым данным, применение таких добавок снижает износ деталей в 1,5-2 раза. Поверхность Исцарапанная поверхность автомобиля не только плохо выглядит, но и ухудшает аэродинамические свойства машины, сводя на нет обеспеченные аэродинамикой проценты экономии топлива. Поэтому нанотехнологии применяются и в производстве краски, чтобы сделать её более стойкой к внешним воздействиям. Daimler Chrysler уже несколько лет несколько использует для автомобилей марки Mercedes-Benz лак с наноразмерными керамическими частицами. Его намного труднее поцарапать, чем обычный, к тому же он особым образом сияет в солнечном свете. А промышленность вовсю осваивает покрытия на основе наночастиц диоксида титана для самоочистки стекол машины. В будущем рынок ожидает появления нанокрасок, способных в широком диапазоне менять свой цвет. Уже существуют антикоррозионные нанопокрытия для корпуса автомобиля, а в ближайшие годы должны появиться новые поколения таких покрытий — самовосстанавливающиеся «умные материалы», насыщенные нанокапсулами. При повреждениях или появлении ржавчины капсулы высвобождают «залечивающие» наночастицы. Стекло, свет, ходовая часть Фары тоже должны резко измениться в ближайшие годы. Модные сегодня ксеноновые лампы могут быть вытеснены лампами на светодиодах, производимых с применением нанотехнологий. В чуть более отдаленной перспективе — источники света на квантовых точках, нанокристаллах полупроводника. Наночастицы углерода (так называемый черный углерод) добавляют в шинную резину, и ее прочность заметно повышается. Жидкости, насыщенные магнитными наночастицами, испытываются для использования в амортизаторах с регулируемой жесткостью. Умные машины на умных дорогах Нанотехнологии послезавтрашнего дня могут сделать автомобиль совсем иным даже внешне. Созданы полимерные композиты на нанотрубках, изделия из которых меняют форму под действием электрического тока. Их хотят использовать в авиастроении — самолет сможет изменять форму крыла, приспосабливаясь к условиям полета. Но почти одновременно фирма BMW показала свой новый концепт — автомобиль с изменяемой формой, тоже насыщенный наноматериалами. Стало быть, идея авто с нежесткой геометрией носится в воздухе. Можно не сомневаться, что нанотехнологи постараются довести ее до ума — точнее, до умного наноматериала. Автомобиль на водородных элементах — одна из генеральных линий развития автотранспорта. Американцы планируют довести эту технологию до готовности к 2015 году. Нанотехнологии призваны сыграть решающую роль на трех главных этапах работы с водородом. Во-первых, мощные солнечные установки на наноматериалах очень пригодились бы для получения водорода из воды. Во-вторых, хранить водород было бы гораздо безопаснее не в баллонах под огромным давлением, а в нанопористых материалах — сейчас они конструируются. Наконец, сами энергетические элементы тоже, скорее всего, не обойдутся без наноструктур. Ну, а умные дороги, насыщенные наноэлектронными датчиками, сообщающими умному автомобилю все, что нужно для безопасной езды, читатель легко вообразит и сам. |