Применяем метод анализа и синтеза | |
Новости и технологии - Наноматериалы |
Анализ и синтез (греч. разложение и соединение) - в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Анализ и синтез играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве – такой диалектический подход позволяет успешно решать и фундаментальные проблемы науки, и прикладные задачи (применительно к нано - и информационным технологиям). Первые три статьи цикла были обзорными, предоставляя материал для анализа «кладовых знаний» Интернета. Четвертая – аналитическая - как повысить эффективность поиска данных/информации, используя поисковые операторы. В заключительной статье цикла – о правилах составления запросов, которые являются, по сути, командами для программы поиска. Согласно правилу Денни Ван Тассела, существует множество способов/алгоритмов решения конкретной задачи – проблема в выборе способа, позволяющего найти правильное решение. В зависимости от степени конкретизации вопроса, ответ на который вы хотите получить, используя Интернет как базу знаний, выбираем один из трех перечисленных ниже способов: I. «Проблема имеет весьма нечеткие очертания», а вдруг что-нибудь полезное найду - тогда Веб-серфинг, или свободное перемещение по ссылкам (интуитивно, на удачу), которое довольно часто дает приемлемые результаты. Но - только в том случае, если не отвлекаться от основного направления поиска, и (как при прохождении квеста) собирать «подсказки» на каждом этапе. Полезно документировать этапы (Opera, например, позволяет делать заметки), фиксируя точки перехода/ветвления, и сохранять историю поиска, чтобы иметь возможность воспроизвести его. К сожалению, сегодня часто вместо перехода по заинтересовавшей вас «ссылке» вы получаете…контекстную рекламу. Чтобы избегать этого, нужно *самостоятельно выделять в тексте заинтересовавшую вас информацию и выбирать, с помощью какой поисковой системы вы ее ищете. В результате получаете не одну ссылку, а целый набор, и, выбрав наиболее соответствующую вашему запросу, переходите на другую страницу*. Циклически повторяя действия в *…*, вы, в конце - концов, останавливаетесь, получив нужный результат (или просто полезную информацию), или «утонув в океане информации» (что случается значительно реже). Ниже описан «путь», пройденный от «численного анализа» к урокам «видео - и фото - монтажа». Пример.1: Анализ результатов такого поиска показывает, что на YouTube выкладывают видео солидные издания (университеты, национальные лаборатории), в дальнейшем можно сразу приступать к поиску видео-файлов на этом сайте. В качестве ключевых слов следует использовать аббревиатуру или часть названия соответствующей организации (в поле имя пользователя). Таким образом, при Веб-серфинге выбор за человеком, который… может принять совершенно неожиданное решение. Как скажет потом сам, «основанное на интуиции» (здесь «Интуиция - лат., филос., непосредственное представление, созерцание, непосредственное познание на основании внутреннего опыта». См. Словарь Брокгауза и Ефрона.) II. Проблема не достаточно конкретизирована, вы ее представляете в общих чертах (анализ показывает, что у вас недостаточно информации, чтобы сформулировать конкретный запрос), вам нужно составить представление о теме, либо вы ищете общую информацию по какой-то достаточно широкой теме – тогда - начать с просмотра каталогов. Каталоги составляют эксперты, вся информация тщательно проверяется, что обеспечивает высокую надежность и релевантность (степень соответствия) результатов. Каталоги можно подразделять на: общие (охватывающие всевозможную тематику), специализированные (по определенным тематикам) и каталоги на сайтах (например, производителей оборудования). Определиться с тематикой поиска помогут большие общие каталоги, такие как: Пример.2: В Народном каталоге Яндекса переходим в Раздел Справки, затем в подраздел Интернет-каталоги, где выложен составленный энтузиастами Каталог научных ресурсов Интернета (http://scintific.narod.ru/), в котором собраны ссылки на специализированные научные поисковые системы, электронные архивы, средства поиска статей и ссылок. Каталоги Google,Yahoo!, Ask, Gigablast и Яндекса дополняют сервисы одноименных поисковых систем, содержат разнообразную информацию и предназначены для широкой публики (ученых, бизнесменов, меломанов и др.). На порталах About и Pandia выложена масса статей и заметок, методик по проведению поиска в Интернете, ориентированных в основном на учащуюся молодежь. До сих пор в Интернете поддерживается каталог WWW Virtual Library (http://vlib.org/), который начинал составлять сам Тим Бернерс-Ли в далеком 1991 г., работая в CERN, как коллекцию полезных ссылок. Большой общий каталог ipl2 (http://www.ipl.org/) появился в январе 2010 при слиянии двух библиотечных ресурсов: Internet Public Library (IPL) и Librarians' Internet Index (LII), которые составлены профессиональными редакторами. Каждый специализированный каталог предназначен для определенной, иногда достаточно узкой, категории пользователей. Так, для аспирантов/студентов, ученых, различных специальностей были созданы: Специалисты в области материаловедения и нанотехнологий найдут много полезного в каталогах на сайтах: AZoM (http://www.azom.com/materials.asp), AZoNano™.com (http://www.azonano.com/). Для исследователей в области биомедицины, изучающих, в частности, протеины: Biores (http://www.biores.org/), ExPASy Proteomics Server (http://www.expasy.ch/). Для тех кто задумывается о внедрении будет интересен каталог бизнес-портала RusMarket (http://www.rusmarket.ru/). К специализированным каталогам можно отнести и Каталог журналов свободного доступа, Directory of Open Access Journals (www.doaj.org/), а также Каталоги бесплатного программного обеспечения:The Free Software Directory(http://directory.fsf.org/), A Free Mathematical and Computational Software Directory (http://cadadr.org/fm/), Free and Open Source Software Portal (http://www.unesco-ci.org/cgi-bin/portals/foss/page.cgi), The Software Directory Directory (http://boole.stanford.edu/nerdsheaven.html#ScientificSoftware). Для студентов и преподавателей будет интересен каталог программ, выложенный на Exponenta.ru (www.exponenta.ru/)- русскоязычном «Образовательном математическом сайте». Каталоги, являясь иерархическими базами данных, позволяют организовать информацию на сайте, сделать интерфейс более дружелюбным для пользователя, что особенно важно для производителей и продавцов продукции. Красивая картинка также привлекает потенциального покупателя, как и содержание сайта, Так, в каталоге продукции, выложенном к тому же на красиво оформленном сайте фирмы Аgarscientific (http://www.agarscientific.com/), масса интересных приспособлений для подготовки образцов для электронной микроскопии и многое другое. Можно также рассматривать как каталоги и рейтинговые порталы, здесь ссылки упорядочены не по алфавиту, а согласно определенным критериям, например: Обратившись к сервису Similar Sites (http://www.similarsites.com/sites-like/infomine.ucr.edu), можно самостоятельно составить каталог сайтов, содержащих информацию, аналогичную той, что на указанном вами сайте (в примере – Infomine). Сохранить этот каталог и даже поделиться им с коллегами, вы сможете с помощью программы iCyte (http://www.icyte.com/users/activity_public). Пользуясь каталогами, вы просматриваете (browse) информацию (анализируете, уточняете ее, выбираете то, что наиболее соответствует представлениям о предмете, постепенно сужая область поиска), что, вообще говоря, отличается от собственно поиска (search). III. Имеется достаточно четкое представление о том, какую конкретную информацию нужно найти (статьи по конкретной и достаточно узкой тематике, публикации определенного автора). Тогда следует воспользоваться поисковой системой. Также как и каталоги, поисковые системы подразделяются на общие и специализированные (для ученых, бизнесменов, меломанов, путешественников), а также поисковики в пределах сайта. К общим поисковым системам часто обращались практически все (правда, не всегда бывали удовлетворены результатами): В списке результатов двух последних ссылки сопровождаются «снимками» страницы, правда при использовании Snap для этого нужно подвести курсор к «облачку» в верхнем правом углу. Поскольку на сегодняшний день Goоgle является наиболее популярной поисковой системой, то отдельные фирмы (http://www.poodwaddle.com/) создают интересные приложения-интерфейсы этого поисковика, правда результаты поиска представлены как обычно. Если у вас есть своя страничка в Интернете, вы можете установить там программы, бесплатно скачав их. Пример 3. С помощью Goоgle найдем информацию о структуре и свойствах кристаллогидратов метана. Среди ответов можно обнаружить и ссылки на статьи о Бермудском треугольнике, и на учебные пособия. По ссылке на последние переходим на страницу кафедры физики сайта РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, где выложен комплект учебных пособий; в части 5. находим главу с формулами и описанием структуры кристаллогидратов метана. Пользуясь специализированными поисковыми системами, которые обращаются к сайтам издательств, журналов, университетов, в списке результатов вы не найдете ничего лишнего. Довольно популярны Google Scholar (http://scholar.google.com/), Scholar.ru (http://www.scholar.ru/), Scirus (www.scirus.com/), менее известен OJOSE (Online JOurnal Search Engine) (http://www.ojose.com/) . Недавно появилась бета-версия Refseek (http://www.refseek.com/), но при его использовании вы практически всегда сможете полностью прочитать статью из списка результатов, поскольку поиск ведется в основном по открытым источникам. Помимо специализированного поиска существует и метапоиск, когда задействованы одновременно несколько поисковиков, результаты суммируются, дублирующие ссылки удаляются, но пользователь использует, как обычно, одно поисковое окно. В качестве примеров таких систем можно привести: Nigma (www.nigma.ru/), DogPile (http://www.dogpile.com/), Clusty (http://clusty.com/), Polymeta (http://www.polymeta.com/). При таком обилии поисковиков не следует ограничиваться одним - используйте несколько поисковых систем, ведь ни одна из них не просматривает и индексирует все сайты Сети (увы). IV. О безопасном поиске. Интернетом сейчас пользуются все возрастные группы, включая младших школьников и дошкольников. И для обеспечения безопасности совсем юных пользователей (а также предотвращения заражения компьютера вредоносным ПО) в последние годы созданы специальные директории для детей и подростков и разработаны безопасные поисковые системы, которые тщательно фильтруют результаты. Большинство таких поисковых систем «воспринимает» и кириллицу, а не только латиницу. Ими могут пользоваться и студенты, проводя быстрый и эффективный поиск – ведь здесь реализуется лозунг: «самое лучшее – детям». Конечно, листинг выдачи органичен 50-100 ссылками (но хватает ли терпения у взрослых просматривать хотя бы 3 и 4 лист выдачи по запросу (?). Каталоги ресурсов для школьников: Yahoo!Kids (http://kids.yahoo.com/), Awesome Library (http://www.awesomelibrary.org/), KAPILI.COM (http://www.kapili.com/), KidsClick(http://www.kidsclick.org), DidDabDoo and Dilly too (http://www.dibdabdoo.com/),Factmonster (http://www.factmonster.com/),SheppardSoftware (http://www.sheppardsoftware.com/) и, конечно же Школьный Яндекс (http://yaca.yandex.ru/school/alf/synt2/Advice/). В большинстве случаев безопасные поисковые системы, предназначенные для школьников распознают кириллицу ( исключение - DidDabDoo and Dilly too): Boolify (http://boolify.org), SafeSearch for Kids(http://safesearchkids.com/), KidRex (http://www.kidrex.org/),Quintura (http://quinturakids.com/) имеет и русскую версию (http://kids.quintura.ru/), а также Детский интернет браузер Гогуль (http://gogul.tv/). V. При составлении текста запроса следует придерживаться определенных правил: Статья была написана (синтезирована) на основе анализа данных литературы (см. ссылки) и многолетнего опыта автора. P.S. Интернет меняется на наших глазах, совершенствуются поисковые системы и сервисы, поэтому Периодическая Таблица Интернета образца 2007 года, увы, устарела...и требуется ее переработка и дополнение... |
Читайте: |
---|