Социальные последствия внедрения нанотехнологий в будущем | |
Нанотехнологии в технике - Технологии |
Мы обратились к Борису Натановичу с просьбой дать ответы на вопросы относительно социальных последствий массового использования нанотехнологий в будущем. Развитые нанотехнологии позволят создать устройства размерами от 1 до 3 мкм, способные присоединяться к нервным окончаниям человека и сохранять информацию, которую он получил, используя органы чувств. При этом возможен перехват наноустройствами нейрокодов головного мозга с последующей их расшифровкой и интерпретацией. Это фактически чтение мыслей. Затем эту информацию можно будет расшифровать и передать третьей стороне. Как вы думаете, что случится с обществом, где каждый таким образом сможет наблюдать за каждым? И что случится с обществом, в котором отдельная группа людей сможет наблюдать за остальными? Опыт ХХ века демонстрирует нам простейшую истину: тоталитаризм страшен не тем, что уничтожает виновных (в делах ли или в мыслях своих), а в первую очередь тем, что под топор идут невинные – которые «ни сном ни духом», «ни за что», «лес рубят, щепки летят». Именно на этой ужасающей несправедливости стоит власть любого диктатора, именно несправедливостью своей она, эта власть, особенно сильна. Поэтому изобретут «аппарат для чтения мыслей» или будут действовать по-старинке, Мир Большого Брата не будет очень уж сильно отличаться от описанного в «1984» или пережитого нами в 1930–1953. И ничего такого уж особенного от мира, «где каждый может наблюдать за каждым», я не жду: проходили мы уже все это, приспосабливались и выживали – только делались с каждым годом все хуже, все подлее, все дряннее… А потом – «на каждую затычку найдется своя растычка с винтом»: придумают нанотехнологическое чтение мыслей – обязательно придумают и нанотехнологическую защиту от него. В связи с этим возникает следующий вопрос: какие меры могут предотвратить или замедлить всеобщее внедрение таких систем без ведома людей? Никакие. Все, что получится технологически реализовать, будет реализовано обязательно. И не помогут ни резолюции ООН, ни локальные законы, ни даже общественное мнение. Прогресс – это непрерывное и неконтролируемое нарастание числа разнообразных «умений». И остановить прогресс может только неумение – временное, как правило, – и только оно одно. Вы уже не раз поднимали этот вопрос в своих произведениях, но мы хотим задать его под несколько другим углом: как изменится сознание современного человека, если его материальные потребности будут полностью удовлетворены в течение следующих 20–25 лет? Какие могут быть у него цели в жизни? Ничего не могу придумать, кроме всепобеждающего неостановимого стремления получать все новые и новые удовольствия. Чрезвычайно опасный процесс, ведущий к нравственному вырождению, к полной моральной деградации, к духовной смерти в конце концов. Разумеется, сохранится социальная прослойка людей, главным удовольствием в жизни которых будет творческий труд или нравственное совершенствование, но таких будет подавляющее («подавляемое») меньшинство, и судьба их определится конкретным устройством предлагаемого социума: как там производятся материальные блага? Как они распределяются? Кем и как контролируются процессы производства и распределения? Кто (и почему) следит за общественным порядком? И т.д. На эту тему существует целая библиотека фантастических романов. См. Как вы думаете, что будет с обществом, когда большинство людей потеряет работу из-за замены людей машинами (опять-таки – в течение следующих 20–25 лет)? Вы опять спрашиваете о том, что уже было описано, причем неоднократно. Полистайте, например, ранний роман Воннегута-младшего «Утопия-14». Как общество примет изменение тела человека на атомном уровне? В частности, медицинских нанороботов, которые смогут ремонтировать отдельные клетки и продлевать жизнь человека на неограниченный срок (это утверждение не распространяется на несчастные случаи, когда тело человека невозможно восстановить)? Общество воспримет все эти чудеса точно так же, как воспринимало покорение атомного ядра, всеобщую электрификацию или Интернет. Десять процентов, способных понять суть происшедшего, воспримут новость с опасливым восхищением, а прочие девяносто – не заметят или примут как должное. Принимать научные чудеса как должное – замечательная способность массового человека. В дополнение к предыдущему вопросу: сможет ли современное общество принять бессмертие, которое может быть реализовано с помощью нанотехнологий в течение ближайших 30 лет? Если оно его примет, какие могут быть последствия? Полеты в космос пока на зачаточных стадиях, и об освоении планет пока не идет речи. В произведении «Пять капель эликсира» Вы рассматривали общество из 5-ти человек. А что будет со всем населением Земли? Ведь даже в мире Полудня люди, в принципе, подвержены старению? И об этом писалось неоднократно, ей-богу, неохота повторяться. Ясно, что много (и даже все) зависит от «качества» бессмертия: сохранится ли старость? Как бессмертный будет реагировать на яды и пулю в затылок? Каков будет биологический возраст бессмертного? (Бессмертие Свифтовских струльдбругов малопривлекательно, согласитесь). Вполне возможно, что развитые страны первыми разработают наномашины и наноробототехнику, в то время как остальные страны не смогут «угнаться» за ними. Что может случиться в будущем обществе, когда отдельные страны значительно обгонят в техническом развитии остальных? Какие последствия для человечества могут быть от такого «технологического разделения»? «Технологическое разделение» уже есть, причем существует не одну сотню лет. Ничего, живем. И во времена нанороботехники проживем, уверяю Вас. Хватило бы энергии. Какие могут быть причины войны в мире всеобщего благополучия? Можно ли надеяться на образование единого мирового государства в таком мире, учитывая технологическое разделение стран? На образование единого мирового государства рассчитывать не приходится. Да на самом деле, этого никто и не хочет – ни великие, ни малые. И не совсем понятно, когда потребность в таком объединении возникнет и, собственно, почему. Причин же для войн всегда было и всегда будет предостаточно. Война, как известно, – продолжение экономической политики другими средствами. И, добавим, – идеологической борьбы тоже. |
Читайте: |
---|